Полуденга http://www.poludenga.ru    

П.Г.Гайдуков
"Каталог именных денег великого князя Дмитрия Ивановича Донского (1359-1389 гг.)"

 
П.Г.Гайдуков, И.В.Гришин

Именные деньги великого князя
Дмитрия Ивановича Донского

(Типология и хронология)

Изд.: Великий Новгород и Средневековая Русь. Сборник статей: К 80-летию академика В.Л.Янина.
М.: Памятники исторической мысли, 2009. С.323-364.



(Продолжение)

Начало правления Дмитрия Ивановича совпадает с периодом смутного и беспокойного политического положения в Орде, известного в русских источниках под названием «замятни». На престоле стремительно сменялись ханы. К 1363 г. ситуация в джучидском государстве несколько стабилизировалась. Используя ханов-марионеток в западной части Орды с этого времени и до Куликовской битвы 8 сентября 1380 г. фактически правил эмир Мамай 49. Считается, что в период «замятни» Москва нерегулярно и в сокращенном виде выплачивала в Орду дань, а в 1374 г. московский великий князь отказал Мамаю в экстраординарной выплате. Вполне вероятно, что с 1374 по 1380 г. Москва вообще перестала выплачивать дань 50. На Руси осознавали, что реальная власть в Орде принадлежит человеку не «царского» рода, узурпатору, при котором настоящие «цари» служат лишь марионетками. Отчасти поэтому Дмитрий Иванович в 1374 г. решился пойти на открытый конфликт с Мамаем 51. После Куликовской битвы Мамай был вынужден выступить против воцарившегося в 1376 г. в заволжской части Орды Токтамыша. Победителем оказался Токтамыш, объединивший две части джучидского государства и ставший законным ханом 52. Власть над русскими землями оказалась в руках нового «царя», но Дмитрий Иванович еще два года, вплоть до разорения Токтамышем Москвы в августе 1382 г., не платил в Орду дань. Только с 1383 г. возобновляется практика уплаты ордынского выхода 53.
Ниже рассматриваются вопросы типологии, метрологии и датировки преимущественно именных денег московского великого князя Дмитрия Ивановича. Топография монетных находок здесь не затрагивается.
В период правления Дмитрия Ивановича денежное дело в Великом княжестве Московском проходило этап своего становления. К двусторонним русским подражаниям золотоордынским дирхемам, чеканившимся на Руси уже не менее 20 лет, великий князь Дмитрий добавляет выпуск двух совершенно новых по оформлению категорий монет, известных в историографии под названием «русско-татарских». На одной стороне помещается арабская легенда, копирующая джучидский дирхем (как правило, с именем хана), на другой – изображение и русская круговая надпись, упоминающая великого князя. В зависимости от того, указано в легенде имя князя или нет, русско-татарские великокняжеские монеты называются именными или анонимными. Основной номинал русской денежной системы появляется в письменных источниках с начала 80-х годов XIV в. и называется «деньга» или «денга».
К осени 2008 г. авторам было известно 100 монет с именем великого князя Дмитрия. В государственных собраниях хранится 41 монета (ГЭ – 27, ГИМ – 10, НМ – 4), 57 денег происходит из нескольких частных коллекций 54. Подавляющее большинство их визуально изучено авторами. Две деньги известны по литературе и пока не разысканы (см. Кат., № 37, 39).
В фонде ранних русских удельных монет есть несколько типов анонимных московских денег с великокняжеской надписью. Их выпуск следует связывать с Дмитрием Ивановичем и начальным периодом правления Василия Дмитриевича (1389–1425 гг.) 55. В статье рассматриваются лишь анонимные деньги с изображением воина и круговой надписью «ПЕЧАТЬ КНЯЗЯ ВЕЛИКОГО». К концу 2008 г. зарегистрировано более 200 таких монет. Благодаря особенностям оформления арабской надписи на оборотной стороне они делятся на две разные по количеству группы. На деньгах первой группы арабская надпись с именем хана Токтамыша помещена в квадратную рамку (Рис. 2, 1–2). На деньгах второй группы та же надпись заключена в круговой ободок. Она вырезана очень грамотно и профессионально, как декоративные элементы здесь использованы орнаментальные решетки (Рис. 2, 3–4). Первая группа насчитывает 21 монету, вторая – 188 монет.
Именные деньги Дмитрия Ивановича по особенностям оформления можно разделить на пять типов 56.
Тип I. Монеты с изображением воина вправо с саблей и топором в руках и круговой легендой ПЕЧАТЬ КНЯЗЯ ВЕЛИКОГО ДМИТРИЯ на одной стороне, и подражанием надписи дирхема хана Узбека (1313-1339 гг.) – на другой. В типе насчитывается 10 монет, разделяющихся на 7 вариантов (Рис. 3, 1–7). Варианты не связаны друг с другом. В производстве монет участвовало семь изолированных пар штемпелей лицевой и оборотной сторон. На каждую штемпельную пару приходится по одной монете, лишь третий вариант представлен тремя деньгами. Художественное оформление монет высокопрофессионально. Штемпели вырезал, без сомнения, искусный мастер-торевт. Нумерация вариантов денег дана произвольно. Монет слишком мало и нет ни стилистических, ни метрологических оснований для установления очередности вариантов внутри типа. Средний вес монет первого типа составляет 1,01 г (по 8 экз.).
Штемпели всех монет типа I выглядят совершенно идентичными. С первого взгляда представляется, что их необходимо объединить в один вариант. Однако при сильном увеличении удается рассмотреть, что все они различаются мельчайшими деталями в передаче изображения и надписей. Каким образом технически изготавливались столь близкие штемпели определить сложно. Можно предположить, что на штемпельных заготовках позитивной рельефной матрицей сначала выбивался негативный неглубокий контур будущего штемпеля, а после этого каждая из них подвергалась дополнительной доработке мастером-гравером, превращаясь таким образом в совершенно индивидуальный инструмент для чеканки монет. Вполне вероятно, что для изготовления первых русских денежных штемпелей использовались не железные, как это было позже, а бронзовые болванки. Дорезать на них необходимые изображения и надписи мастеру было гораздо проще. Бронзовые штемпели, вероятно, не могли продуцировать большое количество монет, поскольку должны были изнашиваться быстрее железных. Наличный нумизматический материал не противоречит такому заключению.
В пользу нашего предположения свидетельствует недавняя находка в Тульской обл. бронзового штемпеля, предназначенного для чеканки подражаний дирхемам хана Абдаллаха, чеканенных в 1362/1363 гг. на монетном дворе Азака. Это литой бронзовый стержень длиной 16 мм и диаметром около 18 мм. На его рабочей поверхности вырезаны вглубь линейный ободок и знаки, имитирующие арабскую надпись и цифры даты 57.
Тип II. Монеты с изображением воина вправо и круговой легендой, как и в типе I (но написанной зеркально) на одной стороне, и надписью с именем хана Токтамыша (1376-1399 гг.) в квадратной рамке – на другой. Вполне вероятно, что при изготовлении штемпеля лицевой стороны мастер копировал изображение на деньге первого типа. Это самый малочисленный тип денег Дмитрия Ивановича. Три монеты, выбитые одной парой штемпелей, объединены в один вариант (Рис. 3, 8). Вес целых монет 0,79 и 0,88 г.
Тип III. Монеты с изображением человека влево, держащего за язык змея, и круговой легендой КНЯЗЬ ВЕЛИКИЙ ДМИТРИЙ на одной стороне, и надписью с именем хана Токтамыша – на другой. Насчитывается 14 таких монет, разделяющихся на 9 вариантов (Рис. 3, 9–17). В производстве денег участвовало 13 штемпелей: 8 для лицевой стороны и 5 – для оборотной. Шесть вариантов денег связаны между собой в единую «цепочку», при этом один штемпель оборотной стороны объединяет все пять штемпелей лицевой стороны. Лицевая сторона шестого варианта «цепочки» связана еще с одним штемпелем оборотной стороны. Лишь три варианта монет третьего типа отчеканены изолированными парами штемпелей. Шесть вариантов представлены одной монетой, один – двумя, еще два – тремя деньгами.
Очередность вариантов типа III подчинена анализу стилистических особенностей монет. На первое место поставлена деньга, изолированная штемпельная пара которой изготовлена наиболее художественно и профессионально. В ней чувствуется рука хорошего мастера, безукоризненно вырезавшего изображение и надпись (Рис. 3, 9). Далее следует уже упоминавшаяся «цепочка» из шести вариантов монет с одним очень хорошо выполненным штемпелем оборотной стороны (Рис. 3, 10–15). Четыре из пяти штемпелей лицевой стороны очень похожи и отличаются друг от друга незначительными деталями, заметными лишь при очень внимательном изучении при сильном увеличении. Здесь мы имеем дело с тем же случаем изготовления монетных штемпелей, который был описан выше при характеристике денег Дмитрия Ивановича типа I. Завершает «цепочку» монета, лицевая сторона которой выбита новым штемпелем, изготовленным другим, менее искусным мастером, явно копировавшим одну из штемпельных пар предыдущих монет. Общая деградация стиля видна и в изображении, и в арабской легенде. В русской круговой надписи мастер не заметил двух изящных лигатур в слове ДМИТРИ и по-иному вырезал имя князя: ДМIТИ. Штемпеля двух заключительных вариантов также явно подражают монетам первоначальных вариантов (Рис. 3, 16–17). Средний вес монет третьего типа составляет 1,01 г (по 12 экз.).
Тип IV. Монеты с оплечным изображением человека влево с саблей в руке и круговой легендой КНЯЗЬ ВЕЛИКИЙ ДМИТРИЙ или ПЕЧАТЬ КНЯЗЯ ВЕЛИКОГО ДМИТРИЯ на одной стороне, и надписью с именем хана Токтамыша – на другой. Известно 13 таких монет, объединенных в 12 вариантов (Рис. 3, 18–29). В денежном производстве участвовали 11 штемпелей лицевой стороны и 9 – оборотной стороны. Монеты шести вариантов изготовлены изолированными парами штемпелей. Лишь в двух случаях они объединились: у вариантов 4 и 5 оказался общий штемпель лицевой стороны, а у вариантов 7–10 – оборотной стороны (Рис. 3, 21–22, 24-27). Все варианты, кроме второго, представлены одной монетой.
В основу очередности вариантов положен тот же принцип анализа стилистических особенностей денег, что и в предыдущем типе. На первое место поставлена монета, заметно выделяющаяся среди остальных. Она происходит из коллекции И. И. Толстого и издана в 1910 г. При общей идентичности с другими монетами ее изображение и надписи выполнены немного крупнее. На втором и третьем местах стоят деньги с очень качественным художественным оформлением. Крошечное изображение точно вписано в линейный ободок, за которым располагается изящная круговая надпись. Красиво и грамотно вырезана арабская легенда на оборотной стороне. Другие монеты явно подражают вариантам 2 и 3. На последующих деньгах еще можно прочитать круговую легенду, но в последних вариантах надпись очень сильно искажена, а изображение огрублено. Средний вес монет четвертого типа составляет 0,93 г (по 11 экз.).
Тип V. Монеты с изображением петуха вправо и небольшого четвероногого животного над ним, и круговой надписью ПЕЧАТЬ КНЯЗЯ ВЕЛИКОГО ДМИТРИЯ или КНЯЗЯ ВЕЛИКОГО ДМИТРИЯ. На другой стороне подавляющего большинства денег помещена надпись с именем хана Токтамыша (Рис. 4, 33–52), но в трех случаях скопированы легенды монет хана Узбека (Рис. 4, 30–32). Последний тип именных денег Дмитрия Ивановича наиболее многочислен. В нем насчитывается 60 монет, разделяющихся на 23 варианта. Монеты девяти вариантов изготовлены изолированными парами штемпелей. Остальные общими штемпелями связываются в «цепочки» по 2, 3 (дважды) и 6 вариантов. 11 вариантов представлены одной монетой, четыре – двумя, три – тремя, два – четырьмя, один – шестью, два – девятью монетами. Средний вес денег пятого типа составляет 0,92 г (по 46 экз.).
Штемпели практически всех монет отличаются хорошим качеством и вырезаны профессиональными мастерами. Лишь в вариантах 7–9 чувствуется подражательность, о которой говорилось при характеристике двух предыдущих типов монет (Рис. 4, 36–38). Значительное количество монет несут следы сильного разрушения штемпелей, что может свидетельствовать об их недостаточной твердости. В начало схемы соотношения штемпелей помещены три варианта монет, лицевая сторона которых выбита одним штемпелем, а оборотная – копирует легенду дирхемов Узбека. Не исключено, что это самые ранние по времени чеканки деньги в типе. Надпись в вариантах 1–13 начинается со слова ПЕЧАТЬ, в других вариантах его нет. Невозможно понять, является ли это хронологическим индикатором. Для метрологических сравнений материала слишком мало, а тяжеловесные экземпляры есть как среди монет со словом ПЕЧАТЬ, так и без него.
Выявлено несколько очень похожих штемпелей, отличающихся друг от друга лишь незначительными деталями. Эти отличия видны только при очень внимательном изучении монет. В данном случае мы имеем дело с какой-то легкой гравировкой штемпелей или с техническими особенностями их изготовления, о чем говорилось выше при разборе денег типов I и III. Таковы штемпели лицевых сторон у вариантов 4–5 и 12–13 (Рис. 4, 33–34 и 41–42). Для штемпелей оборотных сторон таких случаев выявлено больше: у вариантов 1–2, 4–5, 10–12 и 21–22 (Рис. 4, 30–31, 33–34, 39–41 и 50–51).
В конец схемы монет пятого типа поставлена деньга, стилистически заметно отличающаяся от остальных (вариант 23; Рис. 4, 52). Кроме особой манеры передачи изображения (очень реалистичной и художественной), в круговой надписи по-другому передана титулатура: КНЯЗЕ ВЕЛИКИ ДМИТРИ. Изящно выполнена и оборотная сторона, где кроме арабской надписи помещены две красивые орнаментальные решетки. Штемпели для этих монет вырезал очень профессиональный мастер. «Парадностью» оформления они похожи на уже описанные деньги варианта 1 третьего типа (Рис. 3, 9). Монеты заняли последнее место в схеме соотношения штемпелей благодаря своей стилистике, что совсем не обозначает их позднейшее производство.
Монеты типа V, вероятно, находились в обращении длительное время и были хорошо знакомы населению. Такое заключение можно сделать благодаря легковесным средневековым подделкам, копирующим официальные монеты. Зарегистрировано уже более 20 таких фальшивок. Как правило, это неумелые имитации, где петух порой напоминает ощипанную курицу (иногда развернут влево), а легенды превращены в нечитаемый набор палочек и разнообразных геометрических знаков. Они весят от 0,42 до 0,88 г, а средний вес составляет 0,74 г. Изготовление и обращение этих имитаций могло осуществляться не только при Дмитрии Ивановиче, но и позже. В начале правления Василия Дмитриевича выпуск денег с изображением петуха был продолжен и легковесные фальшивки мошенники могли выдавать за настоящие деньги Дмитрия Донского. Для примера приведены фотографии восьми таких подражаний (Табл. VI, а–е).

Метрология ...


Примечания


49 Горский А.А. Москва и Орда. М., 2000. С. 80-99.
50 Горский А.А. Москва и Орда... С. 86, 89, 90, 97.
51 Горский А.А. Москва и Орда... С. 89.
52 Горский А.А. Москва и Орда... С. 99-100.
53 Горский А.А. Москва и Орда... С. 100-109, 113, 118.
54 За помощь в работе над сбором материала для статьи авторы глубоко признательны сотрудникам музеев В. А. Калинину, Е. В. Лепехиной, М. П. Сотниковой (ГЭ), Е. В. Глазуновой (ГИМ), Т. Н. Фёдоровой (НМ), А. М. Колызину (ГММК), а также Н. С. Аксёнову, А. А. Гончару, Ю. В. Клочкову, С. Кулишу, В. Л. Лейбову, В. В. Людаеву, О. В. Михайленко, В. Э. Нуриманову, А. А. Резневу, А. А. Тимочкину.
55 Гайдуков П.Г. Русские полуденги, четверетцы и полушки... С. 49. Рис. 29.
56 Следует отметить научную интуицию И. И. Толстого, который в своем исследовании, не выделяя специально типы, описал монеты именно в такой последовательности, к какой пришли авторы после изучения метрологии денег Дмитрия Ивановича.
57 Зайцев В.В., Гончаров Е.Ю. Монетный штемпель рубежа XIV–XV вв. с городища Махринка в Тульской области // Нумизматический сборник ГИМ. Т. XVII. (Труды ГИМ. Вып. 151.) М., 2005. С. 144-146. Рис. 1-3.



НАЗАД
ВЫХОД
ДАЛЬШЕ

автор   Гайдуков П.Г.   mailto:russianchange@yandex.ru

Copyright ©2009, Гайдуков П.Г., Все права защищены. Перепечатка без согласия автора запрещена.
Copyright ©2009, Gaidukov P.G., All Rights Reserved Worldwide

Webmaster Mole Man
http://www.poludenga.ru